Виктор Пелевин о буддизме.
(из интервью журналу BOMB, 2002 год)
________
- Когда вы впервые заинтересовались буддизмом?
Пелевин: Я начал интересоваться буддизмом и другими религиями, когда был ребенком. В то время любая религиозная литература была труднодоступна в СССР. Но у нас были тонны атеистической литературы со множеством отсылок к другим религиям и методологические руководства для преподавателей по научному атеизму. Они были доступны в любой библиотеке и описывали различные религии в таких деталях, что можно было бы назвать их советским эквивалентом «Многообразия религиозного опыта». Я привык читать эти книги на открытом воздухе на базе ПВО около Москвы, где я преимущественно проводил лето. Я до сих пор не могу понять, почему лекторам по научному атеизму были нужны все эти знания про даосизм, возможно, чтобы быть в состоянии бороться с ним в Московском регионе, если наступит пандемия. Буддизм же казался мне единственной религией, которая не похожа на проекцию Советской власти в духовной сфере. И только намного позже я осознал, что все было наоборот — Советская власть была попыткой проекции божественного порядка на земле. Буддизм был абсолютно вне этого порочного круга, и в нем было что-то настолько странно захватывающее и одновременно успокаивающее.
-Насколько я понимаю, последние несколько лет вы проводите в путешествиях по Азии и изучаете буддизм. В каких странах вы побывали?
Пелевин: Во-первых, я не могу сказать, что изучаю буддизм. Я не буддолог. Я даже не могу сказать, что я буддист в смысле принадлежности к какой-либо конфессии, следованию ритуалам и прочее. Я всего лишь изучаю и практикую свой ум, для которого Дхарма Будды лучший инструмент, который я знаю: и это то, что слово «буддизм» для меня значит. И я также абсолютно принимаю моральную сторону буддийского учения, потому что это необходимое условие для возможности практиковать ум. Но она не так уж отличается от учений других религиозных традиций. Я посещал Южную Корею несколько раз для участия в буддийской практике. Я также посещал Китай и Японию, но эти путешествия не были прямо связаны с буддизмом.